Эра информационной демократизации.

Еще недавно технологии Big Data и базирующаяся на них бизнес-аналитика, были прерогативой больших и очень больших компаний, которые могли себе позволить купить технику для организации хранилища данных или заплатить за его использование, нанять внушительный ИТ отдел для обработки данных и не меньший аналитический отдел для формирования необходимых отчетов. Даже сейчас, когда я разговариваю об использовании Business intelligence с собственниками или топ-менеджерами небольших, или средних компаний, вижу внутреннее напряжение, связанное прежде всего, с опасением, что эти инструменты окажутся слишком неподъёмными в финансовом или технологическом плане. Это эхо вчерашнего дня…

Технология бизнес-аналитики на ее сегодняшнем этапе развития позволяет небольшим компаниям работать на одном уровне с большими, когда дело доходит до использования и обработки данных или формирования информационных панелей.

Каждый раз, когда существующий технологический или технический ноу-хау проект становится доступным для большего числа людей, говорят, что он был демократизирован. Ярким примером из прошлого может быть появление мобильных телефонов. Сначала они были своего рода предметом роскоши, подчеркивающим статус владельца, как богатого человека. Но прошло каких-то 10 лет и значительно более продвинутые модели смартфонов появились даже у школьников младших классов. Аналогичная ситуация наблюдается и в сфере автоматизации процессов анализа. В последние годы появилась возможность мгновенного доступа к огромным объёмам бизнес-информации в цифровом виде (даже через смартфон). Это значит, что данная технология действительно получила широкое распространение, что привело к демократизации технологии бизнес-аналитики и значительному усилению ее влияния на процесс принятия оперативных управленческих решений.

Упрощенное объяснение роли бизнес-анализа состоит в том, что он позволяет различным, в том числе, небольшим организациям использовать и обрабатывать данные для ускорения процессов принятия решений и повышения их качественного уровня. Традиционная схема бизнес-анализа, как правило, включает программное обеспечение, аппаратное обеспечение и платформы, предназначенные для того, чтобы предприятия могли извлекать, обрабатывать, анализировать, преобразовывать, представлять данные. Сама по себе BI не является чем-то новым, и крупные корпорации по всему миру используют его различные формы на протяжении десятилетий. Концепция BI появилась примерно в 1996 году, когда в отчете Gartner Group говорилось, что «к 2000 году на перспективных предприятиях появится «информационная демократия», а информация и приложения Business Intelligence будут широко доступны для сотрудников, консультантов, клиентов и общественности».

Тем не менее, до нынешней эры демократизации Business Intelligence (начавшейся около 5 лет назад) более мелкие организации был практически лишены возможности реально использовать эти технологии. Многие крупные корпорации, как правило, нанимают «руководителя отдела информатизации» для управления бизнес-аналитикой – функцией, которая частично охватывает (по крайней мере, на бумаге) операционные функции различных департаментов. Функционал директора по информационным технологиям часто пересекается с работой директора по безопасности, технического директора и т.п. До демократизации у небольших организаций и компаний просто не было средств и ресурсов, необходимых для сбора и интерпретации больших объёмов данных… не говоря уже о развертывании этого как BI в каком-либо значимом или связном виде.

Однако, как известно, всем, кто обращает на такие вещи внимание, в настоящее время мы живем в эпоху Big Data - новой мировой парадигмы, когда компании могут эффективно собирать, анализировать и использовать для управления данные в объёмах, которые были невозможны и немыслимы всего несколько лет назад. Не использовать эти инструменты в управлении, или не обращать на это внимание – сознательно тормозить развитие бизнеса и обрекать его в очень обозримом будущем на отставание от конкурентов. Вспомним – смартфон демократизировался более 10 лет, а значительно более дорогая на старте и продвинутая по сути технология всего 5 лет – период сокращается, время работает на тех, кто в тренде. Эти достижения позволяют малым и средним предприятиям использовать информацию, которая является базисом для анализа данных и принятия управленческих решений. При этом нет необходимости в хранилищах, больших ИТ и аналитических отделах или дорогом оборудовании. В начале цепочки демократизации бизнес-аналитики стоят компании, работавшие с голубыми фишками, с обширными ИТ отделами. Они имели реальное преимущество над конкурентами, которые не пользовались этой технологией. Малые и средние предприятия в это время должны были полагаться на наблюдательность, интуицию, что, даже будучи отточенным годами опыта и мудрости было довольно рискованным способом принимать важные решения. Теперь игровое поле становится более ровным для всех участников.

Джим Хэйр, отраслевой аналитик Gartner Group, который занимается исследованиями BI, считает, что основное сообщество малого и среднего бизнеса только сейчас испытывает реальность вышеупомянутого прогноза Gartner об информационной демократии. «Пока не были доступны облачные возможности, большинство малых и средних предприятий просто использовало Ms Excel в комплексе с встроенными в учетных системах функционалом. Большего они себе позволить не могли».

Сейчас наблюдется тенденция роста аналитических приложений на основе SAAS, ориентированных на решение вертикальных бизнес-задач. При этом пользователи могут быстро настраивать и использовать эти приложения самостоятельно, просто один раз воспользовавшись услугой специалистов по созданию BI – модели. Т.е. уже нет необходимости содержать громадный ИТ отдел и большое количество аналитиков, готовящих отчеты для принятия решений – это сделает Business intelligence system. И эти аналитические модели адаптируются под роль и специализацию пользователя вместо того, чтобы требовать от пользователя изучения инструмента.

От демократизаци BI выигрывают не только высокотехнологичные предприятия малого и среднего бизнеса.

Как пример потенциального пользователя BI, могу привести одну интересную компанию, в которой мы недавно закончили проект по оптимизации бизнес-процессов и автоматизации управленческого учета. Эта компания явно готова к использованию плодов демократизации BI. Бизнес состоит в производстве солнцезащитного оборудования в Одессе. Они продают маркизы и козырьки на окна под заказ и должны знать какие типы ткани и профиля будут востребованы в режиме реального времени, принимая аналитические решения по их закупке практически на лету. В принципе в учетной системе большинство необходимой информации у них уже существует… Но существует в разрозненном и необработанном виде. И если ее подключить к BI и задать правильные сценарии и алгоритмы планирования – результат будет превосходный. Эта небольшая компания является прекрасным примером того, как даже самый маленький магазин теперь имеет доступ к тем же мощным технологиям, что и крупные корпорации.

Инструменты BI предназначены для использования людьми, которым необходимо находить и анализировать большие объёмы данных, но они не имеют или почти не имеют опыта в их обработке. Традиционный подход к анализу требует от ИТ установить хранилище данных, интегрировать его с транзакционными учетными системами, моделировать данные и создавать отчеты для бизнес-пользователей, процесс создания которых занимает дни. К тому времени информация будет устаревшей на несколько дней или недель. Но благодаря современным инструментам по словам Хэйра, производительность бизнес-аналитики значительно выше, что позволяет пользователям взаимодействовать с данными и получать в разы больше информации в режиме реального времени. «Это означает, что бизнес-пользователи теперь имеют возможность создавать свои собственные панели отчетов, исследовать данные, сотрудничать и быстрее делиться результатами с другими участниками процесса». В настоящее время самой большой проблемой, с которой сталкиваются предприятия малого и среднего бизнеса при внедрении инструментов бизнес-аналитики является отсутствие квалифицированных специалистов, поскольку для подготовки проверенных решений бизнес-анализа требуются администраторы баз данных, бизнес-аналитики на постоянной основе для их реализации и обслуживания и которые стоят немалых денег. Малому и среднему бизнесу необходимы решения, базирующиеся на облачных технологиях и использовании готовых моделей, единожды созданных профессионалами. Это позволит минимизировать потребность в дорогостоящих ИТ специалистах и финансовых аналитиках, так как модель сама будет выдавать результирующую информацию для принятия топ-менеджерами управленческих решений.

Благодаря новым инструментам, используемым для бизнес-анализа, критически важные данные, которые являются базисом для принятия решений в реальном времени на всех уровнях организации быстро становятся доступными для пользователя. При этом не необходимости в предварительной подготовке и обработке данных в ИТ отделе и составления отчетов аналитиками при помощи Ms Excel. Технология BI представляет данные тем, кто принимает решения, используя системы, которые могут обрабатывать Big Data без необходимости в дорогом оборудовании или специалистах. Демократизация бизнес-аналитики здесь, она реальна, она рулит…