Малый бизнес может использовать большие данные (Big Data).

В процессе реализации проектов на предприятиях малого и среднего бизнеса (МПБ) мне часто приходилось сталкиваться с тезисом о том, что Big Data или бизнес-аналитика могут использоваться только крупными корпорациями. Основными причинами такого убеждения являются:

   • мнение о том, что использование бизнес-аналитики является чем-то заоблачным и недостижимым для простых предпринимателей (хотя на самом деле это обычная лень, ведь нужно немного напрячься и разобраться, где какая информация размещена и какую кнопку нужно нажать).

   • высокая стоимость установки и использования.

Этот вопрос я уже рассматривал в статье "Эра информационной демократизации", поэтому отвечу коротко. По поводу лености все понятно – хочешь сэкономить деньжат, придется научиться пользоваться и перестроить бизнес под новые реалии. По поводу высокой стоимости – современная BI система позволяет интегрировать в одну базу данные из разных источников, которыми вы пользуетесь и это стоит на порядки дешевле установки больших ЭРП систем, то есть является финансово приемлемым для предприятий МСБ. Конечно, перестроить бизнес, управляемый на базе использования данных, сложно. Вы имеете дело со сложными массивами записей, которые находятся в разных источниках, имеют разную структуру, и соответственно, требуют определенных усилий для обработки и приведения к понятному и полезному виду. Более того, многие ведущие решения бизнес-аналитики требуют дорогостоящих и сложных инструментов, которые нет смысла устанавливать на МСБ. Итак, для того, чтобы получить максимальный эффект, есть смысл обратиться к специально обученным людям, которые этим будут вам беспокоиться, а также воспользоваться советами базирующимися на опыте реализации проектов по налаживанию бизнес-аналитики на небольших предприятиях.

Централизуйте размещение и хранение данных.

Хранение первичных данных в одном месте означает, что вы сэкономите время на сбор их вместе и деньги на оплату программистам за их интеграцию. Нет необходимости входить и выходить из нескольких аккаунтов, переходить на разные VPN серверы, чтобы собрать данные и объединить их в единую базу, если ваша информационная BI панель может передавать нужную информацию из единого центра.

Согласно недавним исследованиям, проведенным Aberdeen, средний пользователь бизнес-аналитики регулярно обращается к 30 уникальным источникам данных. Когда все ваши источники настроены на автоматическое объединение в единую базу, вы будете точно знать, где искать важную информацию, например, о ключевых показателях эффективности (КРI), так что вы скорее сможете принять управленческое решение на основе подготовленных отчетов и увеличивать прибыль.

Групповая работа с данными – залог успеха.

Чтобы достичь максимального эффекта, ваша платформа BI должна быть доступна с разных устройств, и главное, для других сотрудников. Вот где использование облачных технологий пригодится и для МПБ. Поскольку отчеты размещены в облаке, каждый задействованный в бизнес-процессах может войти на платформу из любого места или устройства, где есть подключение к Интернету. Это приобрело особую актуальность после начала войны. Возможность получить нужную информацию, когда и где она вам нужна, гарантирует, что вы сможете использовать ее максимально эффективно.

Избегайте слишком сложных решений.

На этапе дизайна дашбордов для руководителей предприятий или финансистов я много раз сталкивался с желанием вложить все возможное в один отчет. Возможно, CEO или CFO подсознательно хотят за заплаченные деньги получить максимум возможностей. Но в дальнейшем большинство сложных штучек не используется вообще, а небольшая часть крайне редко. В то же время модель существенно нагружается сложными навесами. Поэтому мой совет – платформа для вашего ежедневного использования должна быть максимально простой. Вы можете легко увлечься интересными сложными меню и множеством цветных кнопок для нарезки данных, но если вы позволите сложности превысить пределы, это не только займет много времени и дополнительных денег, но и усложнит получение ценной информации, которая вам нужна для ежедневной деятельности. Чем больше у вас источников данных, тем сложнее ваша матрица данных (база). Вам понадобится платформа, которая поможет централизовать, анализировать и визуализировать все данные и обрабатывать их для текущего анализа в реальном времени. Это поможет решить проблемы Big Data на уровне небольшого предприятия. Поэтому необходимо упростить все и сосредоточиться на действительно важном, а не терять время на кнопочки. 

Сосредоточьтесь на простоте пользования.

Выбор той или иной платформы для бизнес-аналитики – это отдельный вопрос в основном для технических специалистов. Для предприятий МПБ достаточно накладно держать в штате разработчика. Более эффективно разработать с помощью сторонних разработчиков модель и дальше пользоваться готовыми дашбордами в работе, платя небольшие средства за поддержку.  Поэтому в процессе принятия решения следует обращать внимание на возможность максимально автономной ежедневной работы платформы, которая не требует ежедневного программирования для формирования отчетов и найдите людей, которые это смогут сделать.

Помните о выгодах быстрых решений.

Современные потребители достаточно быстро действуют и принимают решения, позволяющие им удержать и сохранить свой бизнес. Важно уметь действовать быстро, реагируя на потребности ваших клиентов по мере их поступления. Некоторые проблемы можно предположить, другие, к сожалению, нет. Технологии использования данных в реальном времени могут помочь быстро действовать - независимо от того, чего требуют другие клиенты.

Данные покажут, что многие внешние факторы могут влиять на поисковое поведение – от праздничных распродаж до спортивных мероприятий и тем более распространение или сокращение зоны боевых действий. Используйте статистику в реальном времени для адаптации подхода к потребностям.

Используйте правильные решения бизнес-аналитики.

Исследования показывают, что компании, получающие наибольшую пользу от решений бизнес-аналитики и аналитики, сосредотачиваются на сотрудничестве и повышении уверенности команды, а не на самих технологиях. Благодаря правильной платформе ваш бизнес может получить статистику данных, чтобы создавать лучшие продукты и услуги, улучшать общее взаимодействие с клиентами и т.д.